Блистер (blister package) – дисплей, разновидность POSM, представляющий собой небольшой пластмассовый прозрачный футляр, изготовленный методом вакуумной формовки пластика, с картонной подложкой (или без нее). Благодаря клейкой основе легко крепится к стеклу киоска или кассы, позволяет демонстрировать образцы товара (или их муляжи) покупателям. Не является съемным, поэтому товар в блистере служит только для демонстрации, но не для продажи.
Имеет целый ряд достоинств:
- Дешевизна, благодаря чему стал одним из наиболее массовых POSM в сфере FMCG.
- Легкость перевозки и установки, замены на новый при изменении ассортиментной линейки. Оторвать от витрины старый блистер и приклеить на его место новый занимает у опытного торгового представителя или мерчендайзера не более минуты.
- Прозрачность, благодаря чему может клеиться как с наружной, так и внутренней стороны витрины.
- Малые размеры, практически совпадающие с размером товара.
- Низкий собственный вес, благодаря которому может держаться только на клеевой основе, без какого-либо крепежа.
Недостатки блистера:
- Товар, помещенный в блистер, не подлежит продаже до тех пор, пока блистер выполняет свою функцию. Следовательно, в товар «замораживаются» средства клиента, что недопустимо для более или менее дорогостоящих товаров. Данная проблема решается предоставлением поставщиком муляжей товара.
- Клеевая основа не способна выдержать большой вес товара, что неприемлемо для тяжелых товаров.
…В начале 2000-х одна из дистрибуторских компаний получила контракт на продвижение известного за рубежом энергетического напитка. В нашей стране рынок энергетиков в этот период только формировался, рос очень быстрыми темпами, и нужно было максимально быстро «словить волну». Торговые представители получили на руки неограниченное количество дубль-блистеров (на две банки) и банок энергетика (муляжей не было). Поскольку полные банки блистер не выдерживал, была поставлена задача: при посещении каждой торговой точки вскрыть две банки, уверенным движением вылить содержимое на землю, пустые банки вставить в блистер, который приклеить на витрину торговой точки. Каждый день на маршруте 25 торговых точек, следовательно, вылить 50 банок. В реальности, разумеется, никто ничего не выливал. Торговые представители сколько могли — пили сами, а сколько не могли — отвозили домой трехлитровыми банками. И день за днем практически все торговые представители являлись на работу с красными, осоловевшими, воспаленными от бессонницы глазами…
До того, как блистер начал свою славную историю в роли POSM, он появился как вид упаковки товара, предназначенный для фабричной упаковки мелких товаров (батареек, таблеток), а также товаров, при продаже которых необходима упаковка с сохранением внешней видимости товара.