Торговая наценка (markup) — разница между ценой закупки товара и ценой его продажи, выраженная в процентах. Рассчитывается по формуле: наценка = (цена продажи – цена закупки) / цена закупки × 100%.
Например, если товар закуплен за 100 руб. и продан за 130 руб., то торговая наценка была 30%. Полученная на данной торговой операции прибыль составила 30 руб. Таким образом, наценка необходима, чтобы обеспечить прибыль от продажи товара, и демонстрирует размер ожидаемой прибыли по отношению к цене закупки. В нашем случае, устанавливая наценку 30%, мы рассчитывали, что каждый вложенный в торговую операцию рубль принесет 30 копеек прибыли. При этом прибыль и наценка являются первичными, простыми и удобными для оперирования понятиями, на основе которых могут быть определены показатели маржи, валовой прибыли, валовой маржи, рентабельности продаж и т.д.
В сфере FMCG под торговой наценкой чаще всего подразумевают наценку, которую делает розничный клиент на цену закупки товара у поставщика, а наценку поставщика на товар производителя обычно называют дистрибуторской или дилерской.
Размер торговой наценки может быть предметом переговоров, поскольку от этого зависит розничная цена и в итоге объем продаж поставляемого товара. Например, для подготовки к переговорам о сотрудничестве с розничным клиентом поставщику необходимо знать, какую цену клиент захочет установить на его товар. Если стандартная наценка клиента на данную категорию товаров не известна, ее можно вычислить по ценам на товар ближайших конкурентов. Понимая размер наценки на товар конкурента, если необходимо, можно добиваться установления более выгодной розничной цены на свой товар (более высокой или более низкой наценки в зависимости от ценовой политики компании-поставщика).
В том случае, если поставщик хорошо понимает эластичность спроса по цене на свой товар, он может добиваться снижения наценки розничным клиентом, аргументируя это увеличением оборачиваемости товара. Как правило, установление рекомендованной розничной цены является результатом партнерских договоренностей между клиентом и поставщиком, то есть сопровождается одновременным снижением отпускной цены поставщиком.