SKU (Stock Keeping Unit, единица складского учета) – единица ассортимента, отличающаяся от остальных ассортиментных позиций минимум по одному из параметров идентификации (название, производитель, размер, вес, вид упаковки и т.п.). Например, разными SKU будут являться две упаковки яблочного сока одной и той же марки, но разного объема — 1 литр и 2 литра; разными SKU будут являться две упаковки яблочного сока одной и той же марки, одного и того же объема 1 литр, но в картонной и стеклянной таре.
Понятие широко используется в любой сфере продаж, с его помощью компания-поставщик реализует свою ассортиментную, ценовую, маркетинговую политику. Например, присвоение каждому варианту модели товара отдельного SKU позволяет анализировать показатели продаж отдельно по всем вариантам, определять динамику спроса на каждый из вариантов по отдельности в зависимости от канала сбыта, территории, цены, маркетинговой поддержки и других факторов, эффективно перераспределять денежные средства на логистику и продвижение разных ассортиментных позиций.
Постановка задач полевым силам и контроль их выполнения, как правило, осуществляется также по отдельным SKU или их группам. Например, те ассортиментные позиции, продажи которых требуют повышенного внимания, обычно выделяются в группу фокусного ассортимента, достижения полевых сил по их продвижению оплачиваются по отдельной схеме. В эту группу обычно включают либо новые SKU, либо уже известные потребителям SKU, но еще не исчерпавшие потенциал роста, либо известные SKU, но по каким-то причинам начавшие терять свои позиции на рынке.