Market-visit (маркет-визит, «визит на рынок») – в компаниях сферы FMCG выезд «в поля» сотрудников, в чьи функциональные обязанности полевая работа не входит. Например, маркет-визит могут совершить:
- Представители head office (головного офиса компании), т.е. топ-менеджмент, руководители служб, ведущие специалисты. Целью визита является общий визуальный анализ положения компании на рынке.
…В отечественный филиал одной из крупных западных компаний в командировку приехал топ-менеджер, отвечающий за продажи на евразийском континенте. В программу командировки входил маркет-визит по московской рознице, маршрут его движения по территории составлял лично руководитель российского филиала. В то время, пока высокий европейский гость двигался по маршруту, впереди бригада супервайзеров наводила идеальный порядок в торговых точках, выставляя товар компании мультифейсингом по всем полкам и витринам, а позади, после того, как гость покидал торговые точки, еще одна бригада супервайзеров возвращала выкладку в торговых точках на исходные позиции – «как было». Результатами маркет-визита все остались чрезвычайно довольны, в том числе и хозяева торговых точек, на подарки которым руководитель московского филиала потратил почти всю свою месячную зарплату…
- Сотрудники маркетинговой службы: маркетологи, бренд-менеджеры. Целью выезда чаще всего бывает получение обратной связи о маркетинговой политике компании, для чего они общаются с персоналом торговых точек, проводят визуальную оценку выкладки, анализ видимости POS-материалов, анализ запасов товара и т.д.
- В ряде компаний периодический маркет-визит является обязательной практикой для всех офисных сотрудников вплоть до бухгалтерии и IT-специалистов. Целью выезда является оказание помощи торговым представителям в мерчендайзинге и переговорах с клиентами. В некоторых компаниях обязательный совместный выезд с торговым представителем входит в программу адаптации любого принятого на работу сотрудника. Подобная практика позволяет сотрудникам всех служб получить ясное представление о работе торгового представителя, существующих в этой работе сложностях и проблемах, сформировать единое понимание стандартов работы на территориях, приобщить офисных сотрудников к реалиям борьбы компании за долю рынка. Корпоративная культура данных компаний разворачивается лицом к отделу продаж как основному центру прибыли, осуществляется эффективная профилактика бюрократизма в отношениях между службами. И в этом плане маркет-визиты являются намного более действенной практикой, чем любые тренинги командообразования.