FIFO – правило ротации товара, в соответствии с которым первым в продажу должен поступать товар с меньшим сроком годности: «первым пришел, первым ушел» (First In, First Out).
Правило действует на всем протяжении жизни товара с момента его производства до момента потребления:
- На производственных складах в первую очередь отгружается тот товар, который произведен раньше.
- На торговых складах в первую очередь отгружается тот товар, который раньше пришел с производственных складов.
- В торговых точках на прилавки в первую очередь поступает тот товар, который раньше пришел от поставщика.
- На прилавках ближе к покупателям выставляется тот товар, который произведен раньше, а имеющий больший срок годности задвигается вглубь полки или придерживается на складе торговой точки.
Таким образом обеспечивается оперативное без задержек движение товара потребителю, что особенно важно для скоропортящейся продукции. Например, для хлебобулочной или молочной продукции срок движения товара с момента производства до поступления на прилавок, как правило, не превышает суток. Тем самым потребитель имеет максимально свежий товар, а все участники процесса движения товара (производство, склад, торговое подразделение, торговые точки) не имеют убытков, связанных с необходимостью списания просроченного товара.
Но даже для продукции с более длительными сроками годности правило может быть полезным, в частности, оно позволяет решать следующие задачи:
- При изменении производителем дизайна или каких-либо других характеристик товара оно обеспечивает в торговых точках продажу товара со старыми характеристиками и его плавную замену товаром с новыми характеристиками.
- Ротация товара, выставляемого на витрины торговых точек, предохраняет от порчи, связанной с выцветанием упаковок, этикеток на солнечном свету.
- Ротация товара, имеющего на упаковке обозначение максимальной розничной цены (табачная продукция) обеспечивает наличие в продаже товара только с одинаковой и актуальной ценой. Если в продаже вдруг появляется абсолютно одинаковые сигареты Winston с разной ценой, можно быть уверенным, что было нарушено правило ротации товара, и поэтому теперь часть сигарет продается по старой, низкой цене, т.е. торговая точка недополучает прибыль.
Если товар не является скоропортящимся и стоит задача создать страховочный запас, то может использоваться правило LIFO — «последним пришел, первым ушел» (Last In, First Out). По этому же правилу будет обеспечиваться ротация товара, участвующего в конкурсах, розыгрышах, лотереях и других маркетинговых акциях. Обычный товар будет приторможен на складах, а вместо него в продажу пойдет товар акционный, чтобы потребитель имел возможность купить его в сроки проведения акции.
Оба эти правила, FIFO и LIFO, пришедшие в продажи из логистики, учат торгового представителя управлению запасами в торговой точке. Тем самым они фиксируют его внимание не только на on-take (продаже товара в торговую точку), но и на off-take (продажах из торговой точки конечным потребителям).