Ролевая игра (role-play) — разыгрывание проблемной ситуации делового взаимодействия двух и более участников с целью оценки их навыков взаимодействия или развития этих навыков. В зависимости от цели является одним из инструментов оценки или обучения персонала. В отличие от деловой игры, проблемная ситуация всегда одна, взаимодействие участников короткое по времени, участие в игре подразумевает прямую речь от лица своего персонажа.
В компаниях сферы FMCG ролевая игра обычно используется в следующих ситуациях:
- На полевом обучении часто используется ролевая игра «Торговый представитель и продавец», в ходе которой обучающий помогает торговому представителю отработать навыки взаимодействия с клиентом до визита в реальную торговую точку. Использование ролевой игры в данных целях закреплено в стандартах полевого обучения многих компаний.
…Однажды на полевом обучении новенького торгового представителя выявилась проблема: заходя в торговую точку, он говорил настолько тихо, что клиентам приходилось напрягать слух, чтобы его услышать. Из-за этого речь казалась неуверенной, а слова – неубедительными. Супервайзер провел с ним ролевую игру, в которой он изображал клиента, а торговый представитель должен был вести с ним диалог. При этом они сидели в машине супервайзера, в которой была включена громкая музыка. После каждой фразы торгового представителя супервайзер говорил «Плохо слышу!» и добавлял громкость музыки. Когда после получаса тренировок они зашли в следующую торговую точку, торговый представитель гаркнул с порога «Здравствуйте!» так громко, что к нему повернулись все, кто находился в магазине. Проблема громкости голоса была решена…
- На аудиторном обучении сотрудников всех должностей, где есть коммуникация с клиентами, ролевая игра является обязательным методом отработки навыков коммуникации. На аудиторном обучении руководителей, ролевая игра является обязательным методом отработки навыков коммуникации с подчиненными. Предоставление обратной связи по результатам ролевой игры с последующей корректировкой действий является основным инструментом развития в ходе тренинга соответствующих навыков.
- Ролевые игры часто используются в ходе assessment-center с целью оценки уровня развития тех или иных компетенций участников. Информация, получаемая с помощью assessment-center, обычно существенно более значимая и достоверная, чем при использовании многих других методов оценки (например, анкетирования или тестирования).
- При подборе персонала ролевая игра может использоваться с целью детального исследования модели поведения кандидата в той или иной проблемной ситуации. Ролевая игра позволяет повысить достоверность результатов собеседования, поскольку позволяет увидеть реальное поведение кандидата не на словах, а в действии. Например, при подборе торгового персонала широко используется игра «Продайте мне…» в разных вариантах, а при подборе руководителей низшего и среднего звена могут использоваться разные сюжеты игры «Беседа с подчиненным».
1 comment for “Ролевая игра”