Тестирование – стандартизированная процедура оценки компетенций при помощи тестов. При работе с персоналом используется, как правило, два вида тестов: личностные тесты (психологические методики, выявляющие особенности личности тестируемых) и тесты профессиональных знаний (выявляющие уровень развития теоретических знаний, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности). Оба вида достаточно широко используются в компаниях сферы FMCG. Во многих компаниях при подборе проходит оценка профессиональных знаний, интеллекта кандидатов и реже их личностного профиля, для чего, как правило, используются специально разработанные под корпоративные требования тесты. В ситуации текущей оценки уже работающих сотрудников массово применяются тесты профессиональных знаний, например, для выявления потребности в обучении, оценки эффективности проведенного обучения, проведения плановых и внеплановых аттестационных мероприятий. Учитывая количество сотрудников, подлежащих оценке в крупных территориально распределенных компаниях, метод тестирования является наиболее удобным для использования в данных целях, так как обеспечивает быстроту проведения, регламентированность процедуры оценки и обработки результатов, кроме того, дает возможность дистанционной оценки знаний в случае тестирования через корпоративный учебный портал. Чаще всего в тестах используются вопросы закрытого типа, т.е. тестируемому предлагается при ответе на вопрос сделать выбор из предложенных вариантов ответов, например:
Термин «Активная клиентская база» означает (выберите вариант ответа):
- Список клиентов, закупающих наш товар на регулярной основе
- Список клиентов, потенциально способных закупать наш товар на регулярной основе
- Список клиентов, которые когда-либо хоть один раз закупили наш товар
- Список клиентов на территории, которые занимаются продажей аналогичного товара.
Реже задания построены по принципу необходимости ранжирования вариантов ответов или сопоставления вариантов друг с другом. Вопросы открытого типа, когда тестируемому необходимо самому текстом написать ответ на вопрос, используются очень редко в силу трудности обработки результатов. Как правило, каждый тест состоит из 20-50 вопросов, это позволяет получить достаточно достоверную информацию об уровне знаний тестируемых, и при этом минимизировать их затраты времени на оценку, что является важным фактором рационального управления рабочим временем сотрудников.
Недостатком использования тестирования для оценки знаний является постепенное устаревание тестов в связи с изменениями ассортимента и процедур работы, возможное снижение их надежности в силу обсуждения содержания вопросов между сотрудниками, принимающими участие в тестировании. Данная проблема должна решаться обязательной регулярной адаптацией пакета используемых в компании тестов.
…В одной из компаний периодически проводилась оценка знаний торговых представителей с помощью бланковых тестов. После того, как были разработаны и применены новые тесты, сразу несколько человек прошли тестирование с количеством правильных ответов около нуля. Как выяснилось, торговые представители передавали друг другу шпаргалки с номерами правильных ответов, и во время последнего тестирования некоторые расставили ответы, даже не вчитываясь в вопросы, что и привело к «нулевым» результатам.