Старший торговый представитель (СТП) – в компаниях сферы FMCG должность специалиста, занимающая промежуточное положение между должностью торгового представителя и супервайзера. Основная цель данной должности в разных компаниях может формулироваться по-разному:
- Замещение функций супервайзера и оказание ему помощи в управлении торговым подразделением, то есть выполнение функционала заместителя супервайзера.
- Замещение торговых представителей, то есть выполнение функционала подменного торгового представителя.
- Развитие территории и продаж, например, выполнение функционала хантера или торгового представителя по ключевым клиентам.
- Различные варианты совмещения этих обязанностей.
В любом из этих случаев, на должность СТП назначается наиболее опытный и результативный торговый представитель, с высоким уровнем квалификации, обладающий лидерским потенциалом и мотивацией карьерного роста, инициативный, самостоятельный, лояльный компании. Как правило, при этом в большинстве компаний СТП рассматривается как кадровый резерв на должность супервайзера.
…В одной из компаний было решено превратить СТП в многофункциональных универсальных сотрудников, своего рода «спецназ», способный к решению любых задач на территории. Для этого в их обязанности было определено замещение не только супервайзера и торговых представителей, но и водителей-экспедиторов. К удивлению руководства компании, желающих занять должность СТП оказалось очень немного. Необходимость замещать водителей-экспедиторов привела к тому, что должность СТП стала восприниматься торговыми представителями не как карьерное повышение, а как понижение, и ситуацию не спасала даже «более вкусная» система оплаты труда СТП. Проблема была решена только тогда, когда в функционале СТП осталось только замещение супервайзера и торговых представителей, а для замещения водителей-экспедиторов была создана отдельная должность подменного водителя-экспедитора.
Непосредственным руководителем СТП обычно является супервайзер (в компаниях, в которых должность СТП существует в каждом торговом подразделении), либо он подчиняется напрямую территориальному менеджеру (в компаниях, где по штатному расписанию предусмотрен один СТП на несколько торговых подразделений).
Если в функционал должности СТП входит замещение супервайзера, следовательно, в данной компании должность СТП выполняет функцию усиления управленческой структуры и повышения эффективности управления, что бывает необходимо в компаниях с крупными торговыми командами, либо в компаниях с высокой ротацией сотрудников на должности супервайзера (в силу их высокой текучести или быстрого территориального роста компании).
При этом СТП выполняет часть функционала супервайзера на постоянной или периодической основе (в режиме делегируемых задач). Например, участвует в подготовке и проведении собраний с командой, занимается отчетностью, вводным полевым обучением новых сотрудников, проводит переговоры с проблемными клиентами, выполняет поручения супервайзера. При замещении супервайзера в случае его отпуска, болезни и тому подобных причин, СТП полностью принимает на себя управление торговыми представителями со всем вытекающим функционалом, используя существующие в компании стандарты по управлению командой: организует работу команды, взаимодействует со смежными отделами с целью обеспечения команды необходимыми ресурсами для выполнения стоящих задач, на регулярной основе проводит собрания, формирует и доводит до торговых представителей сводную отчётность по текущему выполнению показателей продаж и ставит им оперативные цели, контролирует соблюдение стандартов и процедур работы, трудовой и финансовой дисциплины.
В некоторых компаниях должность СТП предназначена в основном для замещения торговых представителей в период их отпуска или отсутствия по болезни. Как правило, эти компании продвигают товар, не позволяющий сделать заказ на неделю или две вперед (например, скоропортящийся), либо находятся в условиях жесткой конкуренции, при которой снижение частоты посещений может быстро привести к потере доли полки. На время ухода основного торгового представителя в плановый отпуск его замещает СТП, благодаря чему частота посещений и уровень оказываемого сервиса не снижаются.
Являясь опытным полевым сотрудником, СТП при замещении торгового представителя может выполнять «в полях» также ряд дополнительных функций:
- Анализировать оптимальность маршрута с точки зрения последовательности визитов, количества торговых точек, рациональности передвижения;
- Анализировать уровень деловых отношений с персоналом торговых точек, достигнутый замещенным торговым представителем, удовлетворенность персонала качеством предоставляемого компанией сервиса;
- Анализировать ассортимент, запас и представленность товара компании на замещаемой территории, эффективность использования предоставленного клиентам торгового оборудования, искать возможности для дальнейшего развития продаж;
- Анализировать клиентскую базу на территории и искать возможности для подключения новых клиентов, проводить переговоры с клиентами по развитию продаж ассортимента компании;
- Анализировать активность конкурентов на территории.
Если в команде по каким-либо причинам отсутствуют два и более торговых представителя, к их замещению на территории подключается также супервайзер.