Аудиторное обучение – обучение групп сотрудников, проходящее в помещении учебной аудитории, в отличие от других форм корпоративного обучения (обучения на рабочем месте, дистанционного обучения). Бывает внешним (проводимым сторонними бизнес-тренерами и консультантами) и внутренним (проводимым штатными тренинг-менеджерами). По продолжительности бывает от нескольких часов (мини-тренинг, семинар) до нескольких дней. Как правило, выделяют следующие виды аудиторного обучения:
- Тренинг – обучающее мероприятие, направленное на выработку большой группы взаимосвязанных навыков.
- Мини-тренинг – короткое по продолжительности обучающее мероприятие, направленное на выработку ограниченного количества навыков (одного или нескольких).
- Семинар – обучающее мероприятие, направленное на изучение теоретических аспектов какой-либо деятельности.
Если обучение направлено на актуализацию, подкрепление ранее полученных знаний и навыков, их более тщательную и глубокую проработку, оно может обозначаться термином refreshment.
В компаниях сферы FMCG внутреннее аудиторное обучение исходно было ориентировано на подготовку полевых сил, и в комплексе с полевым обучением являлось основной частью подготовки полевых сотрудников. В самом простом варианте, аудиторное обучение было представлено вводным тренингом, на котором формировались необходимые для работы знания, умения и навыки, которые потом закреплялись на серии полевых тренингов. Тем самым обеспечивалась трансляция стандартов исполнения основных бизнес-процессов отдела продаж, что было особенно важным для быстрого ввода новых сотрудников и поддержания единообразия работы всех полевых подразделений в территориально распределенных компаниях.
Классическими для компаний сферы FMCG можно считать следующие программы аудиторных тренингов:
- Basic Sales Skills
- Merchandising Skills
- Supervisor Skills
- Field Training Skills
- Meeting Skills
- Presentation Skills
- Interviewing Skills
- Situational Leadership и некоторые другие.
В последнее десятилетие во многих компаниях FMCG сформированы более сложные системы обучения, где в зависимости от целей могут выделяться разные виды и формы обучения, составляющие определенные учебные циклы, которые транслируются сотрудникам разных должностей в зависимости от их уровня профессионального развития и стажа работы, при этом каждый цикл обучения заканчивается оценкой достигнутого уровня навыков и бизнес-результатов. В подобной системе аудиторное обучение является уже не основным видом обучения, а одним из видов, выполняющим свой круг задач по развитию персонала. При этом охватываются разными видами и формами обучения, как правило, не только полевые силы, но и сотрудники других служб и подразделений. Также в связи со все более массовым внедрением дистанционного обучения наметилась тенденция к трансформации формата проведения корпоративных аудиторных тренингов: в них сокращается объем лекционного материала и увеличивается количество упражнений и ролевых игр; вместо тренингов стандартного формата, рассчитанных на 1-3 дня аудиторной работы, все более высокую долю занимают мини-тренинги с продолжительностью в 1-3 часа, направленные на изучение одной узкой темы или формирование отдельного навыка.
Те компании, которые столкнулись с насыщением в своем сегменте FMCG и перешли к политике удержания доли рынка с минимизацией затрат, пошли по пути развития систем дистанционного обучения и сокращения штата тренинг-менеджеров, что привело к значительному уменьшению доли внутреннего аудиторного обучения.